Карпова Т. Н.

Рекомендации воспитателя группы «Петербургознайки» 

Карповой Т. Н.

«Как же подготовить ребенка к школе?»

Малыш умеет читать, считать и писать? Хорошо! Но этого, к сожалению, мало, чтобы обеспечить успешный старт. Что же важно?

Едва только ребенок встает на ножки, мы уже начинаем задумываться о его будущем — о школе. Требования к первоклассникам теперь достаточно высоки, поэтому мы стремимся, чтобы дети им соответствовали: умели читать и писать, решали простые арифметические задачки и логические ребусы. Но лишь немногие родители понимают, что большую часть важнейших для будущих школьных успехов функций формирует не обучение чтению или письму, а сама суть, само устройство детской жизни.

Серьезные перемены

Многому малыши учились, играя со сверстниками, гуляя самостоятельно во дворе. Так было всегда. Но в последние годы быт современной семьи, а значит, и детская жизнь стремительно меняется. Как же помочь ребенку восполнить эти потери?

Карине почти пять, она уже неплохо читает коротенькие детские стихи в книжках с картинками. А пятилетнему Никите ничего не стоит самостоятельно включить компьютер и загрузить в него новую игру, он тоже неплохо читает, и мама гордится его связной, развернутой речью. Современные, развитые, умненькие детки. Правда, Карина до сих пор не умеет прыгать на одной ножке, и это мешает ей научиться играть в классики. А Никита все еще путает «над» и «под» и с трудом справляется с одеванием.

Все эти мелкие пробелы — результат быстро меняющихся условий, в которых живут наши дети. Они меньше играют, меньше общаются между собой в свободном режиме, меньше исследуют мир самостоятельно. Тем не менее эти «мелочи» имеют значение для будущих школьных успехов вашего малыша. Как помочь ему наверстать упущенное и психологически как можно лучше подготовить его к школе?

Знакомимся с пространством

У современных детишек часто возникают проблемы с развитием отделов мозга, отвечающих за пространственное восприятие.: многие из них, как Никита, не могут разобраться с предлогами, описывающими расположение предметов в пространстве, долго путают понятия «лево» и «право». Некоторые специалисты связывают недостатки пространственного восприятия с изменением среды, в которой наши детишки живут и развиваются. Наши мамы и папы, и даже мы с вами, согласитесь, росли иначе. Никто особенно не заботился об этом, но года в четыре мы точно знали, как пройти в другой двор, в каком киоске на нашей улице продается самое вкусное мороженое, а в каком дворе — самые лучшие качели. Мы много времени проводили на улице, во дворе, в разновозрастной компании ребятни, играя в войнушку, в казаки-разбойники, в догонялки, в резиночки, классики и вышибалы, овладевая таким образом пространством вокруг себя, приобретая навыки ориентации, получая бесценный телесный опыт.

Так было раньше, но теперь дворовая компания — большая редкость, а уж о том, чтобы четырехлеток выпускать погулять самостоятельно и речи нет. Добавьте к этому раннее знакомство с компьютером, где все пространственные понятия достаточно условны.

Что же такое предпринять?

1. На прогулке обращайте внимание ребенка на то, как именно вы идете, куда поворачиваете. Проговаривайте то, что видите, объясняйте маршрут.

Давайте дошкольнику небольшие задания. Например, сбегать в ближайший киоск и купить булочку или сок. Конечно, между вами и киоском не должно быть проезжей части и желательно, чтобы вы видели своего гонца.

2Придумывайте и рисуйте карты местности. Вместе с ребенком пробуйте сделать план реального места, например дачного двора, детской площадки или квартиры.

3.Не забывайте об играх, в которых требуется координация движений и  пространственное мышление — прятки-жмурки, вышибалы и классики.

Хотя бы иногда, когда позволяет время, собирайте приятелей своего ребенка и устраивайте с ними командные подвижные игры — те же казаки-разбойники или «Веселые старты». Это очень полезно для развития малыша и к тому же развивает его способность к общению со сверстниками.

Время — как оно выглядит

Так уж вышло, что обычные часы со стрелками почти ушли из нашей жизни. Их заменили электронные табло, на которых время высвечивается в виде пары двузначных цифр. Мелочь? Но, оказывается, детям, для того чтобы ощущить, почувствовать, что такое время, необходимы именно обычные, так называемые аналоговые часы. Для ребенка важна наглядность, ему необходимо увидеть: что это значит — время проходит? Малышу важно соединить в своем восприятии зрительный образ «идущего времени» с реальностью. Это необходимо, чтобы ребенок привык осознавать себя во времени, рассчитывать свои силы и учился планировать свою жизнь, управлять ею. И хотя считается, что окончательно эта способность формируется у человека только к 10—11 годам, знакомиться со временем никогда не рано.

Что предпринять в данной ситуации?

1. Вместе с малышом займитесь исследовательской работой: сколько минут вам надо, чтобы дойти от дома до детской площадки? А если бегом?

А как долго он может прыгать на одной ножке? А за сколько минут доезжает на велосипеде из одного конца двора в другой?

2. Уходя из дома, говорите сыну или дочке, когда вернетесь, и показывайте, как это будет выглядеть на часах. Старайтесь выполнять свое обещание, а если все же задерживаетесь — предупреждайте по телефону.

3. Не торопите ребенка: дайте ему прочувствовать собственный ритм, вжиться в него — это поможет ему в будущем лучше управлять своей жизнью.

4. Обращайте внимание малышей на то, как растут цветы, деревья и другие растения. Как меняются со временем комнатные цветы? Сколько дней надо поставленной в воду веточке для того, чтобы пустить корешки? А как долго цветет комнатная азалия?

Регулируем сами

Чем выше уровень саморегуляции — тем легче вольному дошкольнику будет потом превратиться в ответственного первоклашку и не страдать в тисках расписания, тем легче ему привыкнуть выполнять домашние задания и каждый день собирать портфель.

К шести годам ребенку хорошо бы научиться действовать целенаправленно, в соответствии со своим замыслом или замыслом взрослого.

Если ваш дошкольник способен довести до конца задуманное, например собрать фигурку из конструктора, пользуясь инструкцией, и без напоминаний выполняет все необходимые утренние процедуры, то, скорее всего, проблем в школе у него не возникнет. Но и тут есть свои особенности. Так, современные детишки с конструктором справляются неплохо, а вот повторять простые движения, управлять своими эмоциями им часто бывает трудновато. И здесь причина — в изменившихся жизненных обстоятельствах современной семьи. В ней гораздо меньше общения и меньше совместных дел, чем это было десять лет назад. А мы знаем, что у детей лучше всего психические функции формируются именно в общении. Никакие хитроумные развивающие игрушки не заменят игр и разговоров с родителями и со сверстниками, не заменят их личного примера и опыта.

Что предпринять теперь?

«Давай сделаем это вместе» — вот что должно стать вашим главным девизом. Не делать за детей, но непременно быть рядом и помогать, если сыну или дочке нужна помощь.

Быть включенным в процесс, не отмахиваться от малыша, если ему необходимо обсудить детали, предлагать свои идеи, стимулировать его желание закончить дело.

1. Многие дети, независимо от пола, именно в этот период проявляют интерес к процессу приготовления пищи. Просите ребенка о помощи. Например, пусть достает из холодильника продукты, выполняет простые задания во время готовки: что-то порезать, положить овощи в кастрюльку, перемешать яйца. Все, что вы вместе делаете, хорошо бы проговаривать вслух: это помогает детям представить процесс в развитии, увидеть свою роль в нем.

2. Если он проявляет желание включаться, например, в уборку или в другие домашние дела, обязательно приветствуйте это и не критикуйте, если что-тоне получится сразу.

3. Играйте в «Эмоции» — кто лучше всех покажет злость, грусть, радость, веселье, смех? С помощью мимики и движения создавайте вместе с ребенком образы этих состояний. Попутно рассуждайте о том, когда люди радуются или грустят, злятся или смеются.

4. Играйте в игры, в которых необходимо одновременно делать несколько движений. Например, одной рукой хлопать по животику, а другой — делать круговые движения над головой; обеими руками делать круговые движения, как будто протираешь стекло, причем сначала в одну сторону, а потом — в разные; прыгать на левой ножке, на правой, и в это же время хлопать в ладоши… Комбинации этих и других действий вы наверняка легко придумаете сами.

По правилам!

Умение действовать по правилам еще как пригодится в школе: для того чтобы привыкнуть к определенному распорядку дня, научиться делать уроки, работать в команде.

Все детские подвижные игры основаны на выполнении определенных правил. То же касается и так любимых нами в детстве настольных игр и ролевых, вроде игры в доктора, дочки-матери или в пиратов.

Для маленького 3-4-летнего ребенка соблюдение правил почти невозможно: стремясь выиграть, он все время придумывает новые или изменяет старые правила. Ему пока еще невдомек, что удовольствие и радость от игры приходят именно потому, что все действуют по определенным законам. Но постепенно, приобретая опыт, малыш приучается соблюдать договоренности, а значит, и действовать в команде, сообща. Как ни странно, именно это дает человеку необходимую для жизни и творчества свободу: не испытывая трудностей с соблюдением правил, он получает возможность тратить свои собственные силы на то, что действительно ценно, и не чувствует потребности во что бы то ни стало настаивать на своем даже тогда, когда это не имеет особого значения.

Что делать?

Современные дети играют гораздо меньше, чем их сверстники десять-двадцать лет назад. Они больше общаются по делу: вместе учат язык, ходят на спортивные занятия, посещают творческие студии. Но все это никак не заменяет игры, а главное, ни в коем случае не отменяет потребности в ней. Рекомендация по этому поводу выглядит парадоксальной: чтобы ваш дошкольник легко превратился в ответственного, собранного школьника, дайте ему возможность всласть наиграться в разные игры. Приглашайте в дом его друзей, инициируйте, если это необходимо, самые простые игры: в дочки-матери, в зоопарк, в путешествие, в прятки-салочки… Помогайте разрешать конфликты, следите за соблюдением правил. Играйте сами — и получайте удовольствие от общения со своим ненаглядным малышом!

Яндекс.Метрика