Георгиева Е.А.
Рекомендации воспитателя группы «Петербургознайки»
Георгиевой Е.А.
«Кризис 7 лет»
Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет. Как правило, в этом возрасте малыш идет в школу. К этому периоду ребенок уже имеет представление, что такое школа и зачем она нужна. Многие дети имеют огромное желание учиться, так как видят своих старших друзей и постоянно слышат увлекательные рассказы из школьной жизни. Для ребенка школа- это начало взрослой жизни. Многие дети, которые не посещали детский сад, переживают этот кризис тяжелее, так как помимо нового образа жизни ребенку приходится расставаться с мамой или бабушкой. Если ребенок все же ходил в детский сад, но дома получал огромное количество опеки со стороны взрослых, у него также может возникнуть нежелание идти в школу. Подсознательно это будет значить, что ребенок просто не хочет взрослеть и становиться самостоятельным. Многие дети считают, что они не смогут выполнить, все то, что возлагают на них родители. Многие мамы до школы пытаются научить ребенка абсолютно всему, тем самым лишая его детства и неосознанно отбивая желание учиться. Выготский Л.С. (советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии) выделяет, что основное новообразование семи лет — это самоуважение. Ребенок пытается участвовать в жизни не только своей семьи, но и общества, в котором он является полноправным членом. Согласно теории Выготского, возрастные кризисы — это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие. Проявляться кризис семи лет может в виде капризов, нежелания идти в школу или что-либо делать. Не стоит ругать ребенка за это. Ему нужно помочь ощутить себя личностью. Малышу нужно объяснить, что он становится взрослым и самостоятельным. Теперь он будет принимать решения, и нести ответственность. Но не нужно пугать ребенка. Он должен осознавать все-то, что с ним происходит и иметь желание во всем этом участвовать. С ребенком нужно постоянно разговаривать, порою, принимая его точку зрения. Он должен знать, что его мнение тоже имеет вес. Правильное отношение к кризису семи лет позволит ребенку пройти этот период незаметно, без проблем и каких-либо психологических травм. Если вы стали замечать, что ваш 6-7 — летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития.
Рекомендуем вам книгу «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Борисовны Гиппенрейтер (профессор кафедры общей психологии МГУ им М.В. Ломоносова, известный ученый, автор статей, монографий и учебных пособий по психологи, мать 3-х детей). В этой книге затрагиваются проблемы переходных кризисных возрастов 3, 7, 11-12, 15 лет. Здесь собраны самые распространенные жалобы родителей: « не слушается, не учится, ничего не хочет, не помогает по дому, не выполняет обещаний, не…не…не…» и самые частые жалобы детей: « не понимают, не любят, только ругаются и всё запрещают». Для каждой сложной ситуации приведены примеры её позитивного решения. Мы желаем вам успехов. Любите своих детей. |