Взаимодействие с ребенком в семье
Нужно ли наказывать ребёнка
Взаимодействие с ребенком в семье
Многие родители считают, что наказание — самый действенный метод воспитания.
Нет ни одной семьи, где бы родители не наказывали своего ребенка.
Некоторые родители задают вопрос: «Можно ли воспитать ребенка, не предъявляя к нему, его поведению никаких требований, не применяя никаких наказаний? »
Требования, их содержание, направленность во многом определяют степень «мягкости» или «жесткости» той или иной воспитательной системы.
Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития дошкольника. В этом проявляются уважение к силам и возможностям ребенка, доверие к его личности.
— Не делайте за ребенка то, чему он уже научился, но надо «воодушевлять» его на следующие достижения.
«Кофточку надень сама, а пуговицы попробуем застегнуть вместе», — говорит мама трехлетнейНасте.
— Помните о разумности требований, ребенок должен понимать, что и для чего он делает, за что его могут наказать.
Воспользуйтесь советами известного психолога В.Леви.
— Наказание не должно вредить здоровью ребенка — ни физическому, ни психическому, оно должно пойти на пользу провинившемуся, чтобы он осознал свою вину.
— Если родитель сомневается в том, стоит ли наказывать малыша, то лучше не наказывайте.Недопустимы никакая «профилактика», никакие наказания «на всякий случай».
— За один проступок следует только одно наказание. Даже если ребенок совершил несколько проступков, наказывайте его один раз.
— Помните: наказание — не за счет любви; что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
— Учитывайте срок давности проступка.
Лучше вообще не наказывать ребенка за давние провинности, чем запоздалое наказание, которое может травмировать малыша, особенно если он уже осознал свою вину или исправил свое поведение.
— Наказав ребенка, простите его и не вспоминайте о прежних провинностях.
Не мешайте малышу начать все сначала.
— Никогда не унижайте вашего ребенка
В любом случае наказание не должно восприниматься им как превосходство родительской силы над его слабостью, как унижение.
Если ребенок считает; что взрослые несправедливы, то наказание оказывает на него противоположное действие.
— Не пугайте ребенка наказанием.
— Помните: не наказания он должен бояться, не родительского гнева, а возможности потерять вашу любовь, так как при отсутствии любви со стороны родителей ребенок переживает стресс, наказание воспринимается им как последний шанс на возвращение любви мамы (папы).
Не наказывайте и не браните ребенка:
— если он болен, испытывает недомогание или еще не оправился после болезни; в этих случаях его психика особенно уязвима, реакции непредсказуемы;
— во время еды, после сна, перед сном, во время проведения игры, занятий;
— сразу после его физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка), при любой неудаче (даже если в этой неудаче виноват он сам); переждите пока утихнет острая боль, но не бросайтесь немедленно утешать малыша;
— если он не справляется со страхом, с невнимательностью, ленью, подвижностью, раздражительностью — с любым недостатком, хотя прилагает к этому искренние старания;
— во всех случаях, когда у него что-либо не получается и, как вам кажется, он проявляет неспособность, бестолковость, неловкость;
— если внутренние мотивы его поступка вам непонятны;
— если вы устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, в этом состоянии гнев всегда лжет.